Как воспитать в ребёнке чувство прекрасного: семь шагов

Когда в детях зарождается чувство прекрасного? Эстетическое чувство в человеке не рождается вместе с ним, оно не является инстинктивным. Чувство прекрасного воспитывается и взращивается средой, в которой растет ребёнок. Начинать, как всегда, нужно с самого раннего возраста.

1. Просто смотрите вокруг
Когда вы выходите на улицу, что вы видите? Если вам повезло, и вы живёте в историческом центре красивого старинного города, то ваш ребёнок впитывает красоту с рождения. А если не так?

Даже если вы живёте в обычном спальном районе, и вокруг вам мало достойных архитектурных сооружений, всё зависит от вашего фокуса внимания.

Красивая дверь? Красивая герань в окне первого этажа? Может быть, изящная металлическая решётка забора. Необычное дерево? Если присмотреться, вы обязательно найдёте вокруг себя что-то красивое. А малыша научите жить с позитивным настроем.

2. Окружайте себя красотой
Не так просто сменить место жительства, чтобы окружить себя зданиями изысканной архитектуры. Но вам по силам окружать себя красивыми вещами. Сделайте свой быт гармоничным, может быть, более ярким.

Хорошо, если вы сделаете что-то своими руками: панно на стену, вышитую картину, кукол. Рукодельные вещи всегда "живые", в них есть частичка вашей души и тогда ребёнка не нужно чему-то специально учить, он всё увидит и почувствует сам. Эти вещи или воспоминание о сшитом мамиными руками медвежонке станут бесценными сокровищами биографии ребёнка, его живыми эмоциями.

3. Интерес и удовольствие
Если вам что-то понравилось, проявляйте восхищение, радость, энтузиазм и другие эмоции. Восхищайтесь искренне, чтобы ваш ребёнок не остался равнодушным. Обращайте внимание ребёнка на красивый цветок, голубое небо, зелёные листики. Научите ребёнка видеть красоту, которая рядом и сопровождайте это искренними эмоциями.

Так как каждый ребёнок обладает природным любопытством, то наверняка, будет несложно включать малыша в игру "Посмотри, а ты это видел?". Но здесь важно не переусердствовать и чутко "ловить" собственный интерес ребёнка. Если ребёнок загляделся на бабочку или уже 10 минут смотрит на муравьев, не дергайте его за руку, чтобы показать, какой замечательный куличик вы сделали из песка.

4. Смотрите картины
Да, если просто показывать ребёнку хорошую живопись, не предлагая запоминать и анализировать, то через какое-то ребёнок начинает стремиться к искусству как к чему-то своему, правильному и понятному.

И тогда искусство меняет ребёнка. Кроме расширения кругозора расширяется умение анализировать, чувствовать, понимать, делать выводы. Появляется чутьё, интуиция. У ребёнка появляется вкус и внутреннее чувство гармонии, умение видеть богатство мира и его многообразие, чувствовать его красоту и этим жить.

5. Слушайте музыку и читайте стихи
Пробуждайте интерес ребёнка к музыке и литературе. Стихи читайте с выражением, обсуждайте, рассказывайте ребёнку, какие чувства у вас вызвало то или иное произведение. Музыку слушайте разную, но особенно ту, которая нравится вам.

Если вы хотели бы приобщить ребёнка к классической музыке, но сами её не очень-то любите, попробуйте послушать передачи Михаила Казиника, он очень ярко и эмоционально рассказывает о музыке и композиторах. А для детей есть цикл дисков, которые вы найдете на сайте kazinik.ru.

6. Делайте поделки
Ребенку легче осознавать прекрасное, если он делает что-то своими руками. Начните с простых поделок из природных материалов. В разном возрасте дети могут проявлять или не проявлять интерес к поделкам. Может быть, что ребёнок сделает только несколько штрихов кисточкой или приклеит одну полоску из десяти. Чтобы заинтересовать ребёнка поделкой, придумывайте сюжет, историю, связывайте поделку с реальным впечатлением ребёнка.

7. Чувство меры
Известный детский педагог и психолог К. Д. Ушинский сказал: «От повторения чувство слабеет, и от повторения чувство усиливается… чувство, долго не вызываемое, замирает; чувство, часто вызываемое, притупляется». Он указал на невероятно тонкую грань.

Все должно быть в меру, и воспитание эстетических чувств — в том числе. Иначе это превратится в искусственное навязывание собственного опыта.

Ирина Долгополова


Детский психолог