Волшебная Вальдорфская система

Волшебная Вальдорфская система

Вальдорфская система была создана около ста лет назад в Германии Рудольфом Штайнером. Эта система раннего развития детей больше остальных отличается от традиционной педагогики. Вальдорфская программа рассчитана на 11 лет обучения; так же существуют Вальдорфские садики.

Автор системы был приверженцем антропософии — теософии, целью которой является раскрытие скрытых способностей человека при помощи специальных упражнений (эвритмии, музыки и т. д.). Антропософская педагогика стремится к сохранению мироощущения, которое свойственно детям — животворящего дыхания жизни. К сожалению, у современных быстро взрослеющих детей это качество очень быстро исчезает. Но вальдорфская система старается его сохранить.

Вальдорфский сад: взгляд изнутри

Первое, о чем хочется упомянуть, так это то, что в Вальдорфском детском саду необычные воспитатели, дети и родители. Ещё бы, многие родители, начитавшись о «антропософических сектах», стараются обходить подобные организации десятой дорогой. Но на самом деле все иначе.

Сначала, ребёнок приходит в сад вместе с мамой. Погуляв час-другой, они уходят домой. Так происходит до тех пор, пока ребёнок действительно не будет готов остаться в саду, отпустив маму по своим делам. Это может длиться месяц, и даже два — как будет лучше для ребёнка.

В Вальдорфском садике нет кукол Барби, пластиковых игрушек, пистолетов и т. п. Зато очень много забавных самодельных игрушек — соломенные мобили, мягкие куклы и т. д. К декорированию детских групп создатели подходят тоже весьма ответственно — красивые витражи на окнах, разноцветные камушки на подоконниках, картины на стенах. Все это создаёт уют и красоту.

Многие мамы сходятся во мнении — в Вальдорфском детском саду просто волшебные праздники. Каждый праздник отмечается с особым почтением, а особенно дни рождения. Дети поют песни (в этих садах музыкальное развитие считает очень важным), играют на разнообразных музыкальных инструментах.

Что касается групп, то здесь они разновозрастные, в которых есть дети от 3 до 7 лет. Всем детям, вне зависимости от возраста и длительности пребывания в садике, уделяется особое внимание индивидуально. Здесь так же не обращаются к детям по фамилии, а только по имени. Это же практикуется и в отношении воспитателей.

Еда готовится прямо при детях, которые её с удовольствием едят и их не нужно заставлять скушать ложечку «за маму» и «за кота Кузю». Дети участвуют в самом процессе приготовления еды — режут овощи, помогают накрывать на стол. Так же учитываются вкусы детей: если воспитатель знает, что ребёнок не любит рисовую кашу, то насыпает ему меньше. Если ребёнок захочет добавки — он сам возьмёт себе ещё одну порцию.

Дети Вальдорфского детского сада практически не смотрят телевизор, предпочитая ему подвижные игры на свежем воздухе или простые ролевые игры, которым уделяется большое внимание. Также здесь нет специальных занятий, только развивающие игры. Малышей не учат считать и писать, зато они вышивают и шьют, мастерят что-то своими руками. Детки также много лепят, поют, рисуют, пекут. В канун праздника они мастерят подарки мамам и папам.

Особенности Вальдорфской школы

Вальдорфская система говорит нам, что взрослый человек, должен комфортно чувствовать себя везде — и в мегаполисе, и в лесу, а людей встречали не по одежде и цвету кожи, а умели видеть истинную сущность человека.

Штайнеровская (= Вальдорфская) педагогика строится на уважении к индивидуальности, вкусам каждого человека. Цель Штайнеровской педагогики — воспитать свободных и способных к творческому мышлению людей.

Школьное обучение в Вальдорфской школе начинается в 7 лет и длится 11–12 лет. Первые 8 классов ведёт один учитель. В первом классе преподаются академические дисциплины в минимальном объёме. Дети знают цифры и буквы, но читать их учат лишь во втором классе.

Первые восемь классов детям преподают такие «второстепенные» предметы (для традиционной школы), как рисование, музыку, рукоделие и т. д. на одном уровне с остальными дисциплинами. Новые предметы вводятся постепенно, из художественной среды. Таким образом дети лучше воспринимают новый предмет, он кажется им действительно интересным. С первого класса дети изучают два иностранных языка.

Так же вводится такой новый предмет, как эвритмия. Эвритмия — искусство художественного движения, которое сочетает в себе гармонию и пластику танца с пантомимой, музыкой и поэтической речью. Этот предмет имеет не только общеразвивающее, но и терапевтическое значение. Эвритмия способствует снятию зажимов, исправлению осанки, развитию пластичности тела. На этих занятиях дети также учатся понимать и чувствовать действия других детей.

В конце каждого учебного семестра или четверти дети устраивают родителям показательные концерт, где демонстрируют полученные на уроках знания. В Вальдорфской школе не существует учебников. Дети ведут одну толстую тетрадь, которая становится их рабочей книгой.

В средней школе нет оценок. В конце каждого семестра учитель составляет подробный отчет-характеристику на каждого ребёнка. Но при необходимости (например, переход в другую школу), могут быть выставлены оценки.

Распространённое заблуждение о том, что дети в Вальдорфской школе не получают знаний, которые помогут им поступить в ВУЗ, ошибочно. Просто школа сохраняет в ребёнке детскую непосредственность. Они учатся без страха и навязывания мысли о том, что главная цель их обучения (а иногда и ближайшей жизни) — поступить в ВУЗ. Ребёнка учат быть в первую очередь человеком, индивидуальностью.

Директора в Вальдорфской школе нет, а управление заведением осуществляется педагогическим коллективом, в составе с преподавателями и родителями.